«Салют, давай поболтаем»: виртуальные ассистенты Салют стали работать на основе модели ruGPT-3
12 ноября 2021. Общение с виртуальным ассистентом Джой возможно на любом умном устройстве Sber, в мобильных приложениях Салют или СберБанк Онлайн и телевизорах под управлением системы Салют ТВ.
Ассистенты Джой и Афина из семейства Салют стали первыми в России виртуальными ассистентами, которые разговаривают при помощи генеративной модели естественного языка ruGPT-3 с 760 млн параметров. Переход к использованию новой нейросетевой модели сделал ассистентов более эмпатичными, позволил им лучше понимать пользователей и давать оригинальные и неожиданные ответы на самые разные запросы.

В прошлом году Джой стала первым российским виртуальным ассистентом, который вел разговор с пользователем не заранее заготовленными фразами, а генерируя слова на лету при помощи нейросети ruGPT-2. Теперь же специально для Джой и Афины следующая версия модели на базе ruGPT-3 была дополнительно обучена для ведения диалогов в соответствии с характерами этих персонажей. Для общения с виртуальными ассистентами на произвольные темы был запущен особый режим непрерывного диалога — достаточно сказать Афине или Джой: «Давай поболтаем». Откроется диалоговое окно, в котором можно протестировать возможности новой нейросети — она будет генерировать ответы, имитирующие диалог с живым собеседником.
Пообщаться с Джой можно на любом умном устройстве Sber, в мобильных приложениях Салют или СберБанк Онлайн, а также телевизорах под управлением Салют ТВ. Если же предложить «поболтать» другому ассистенту семейства Салют, Сберу, то ответит еще одна современная языковая модель, основанная на архитектуре SBERT. У нее другой принцип действия — она не генерирует ответную реплику, а использует огромную базу заранее заготовленных фраз, из которой выбирает самую подходящую. А в диалоговом режиме ассистента Афины используются обе модели, поэтому ответить голосом этого виртуального ассистента может как SBERT, так и ruGPT-3.

Еще одно новое умение ассистентов Салют оценят те, кто часами не может определиться, что посмотреть вечером. Достаточно сказать: «Салют, посоветуй мне фильм» — виртуальные ассистенты зададут несколько вопросов, которые помогут подобрать кино в соответствии со вкусами и настроением пользователя. Ассистент может спросить пользователя, например, куда он отправится, если ему подарят машину времени — в прошлое или будущее? Идеальный пейзаж за окном — это норвежский лес или Средиземное море? Любит ли пользователь взрывы на экране? Проанализировав серию ответов, ассистенты порекомендуют фильм из коллекции онлайн-кинотеатра Okko.
Развитие эмоционального интеллекта ассистентов Салют — одно из важнейших направлений нашей работы. Нам очень важно, чтобы пользователи воспринимали ассистентов не как бездушных машин, которые механически выполняют разные задачи, а как собеседников, способных не просто понять запрос, но и вести осмысленный диалог. Нейросети, подобные ruGPT-3, помогают развивать возможности эмоционального интеллекта ассистентов, благодаря чему взаимодействие человека и техники выходит на качественно новый уровень
Версия ruGPT-3 для внешних разработчиков доступна на платформе SmartMarket — единой точке доступа ко всем технологиям Сбера.
18 мая состоялось официальное объявление итогов и награждение лауреатов Премии Data Award 2023, учрежденной издательством «Открытые системы» и порталом об ИТ-менеджменте «Директор информационной службы». В номинации “За реализацию антикризисного проекта” победителем был признан проект SberDevices “Построение импортонезависимой аналитической платформы”.
На рынок вышла расширенная линейка умных телевизоров Sber на базе операционной системы Салют ТВ, разработанная для Сбера командой SberDevices.
С помощью нового B2B-сервиса «Салют Телеком» телеком-операторы могут предлагать своим пользователям умные устройства Sber с виртуальным ассистентом Салют в качестве абонентского оборудования.