«Салют, с днём рождения!»: виртуальным ассистентам Салют — Сберу, Афине, Джой — исполнился год
Сегодня виртуальные ассистенты Салют отмечают свой первый день рождения — год назад в рамках масштабной конференции СберКонф были представлены Сбер, Афина и Джой. За это время воспользоваться их помощью или просто поболтать с виртуальными собеседниками успело более 20 миллионов человек, а число активных пользователей в месяц (MAU) приблизилось к 6 миллионам уже во втором квартале 2021 года.

Ко дню рождения ассистентов команда SberDevices, создавшая виртуальное семейство Салют, разработала праздничный навык, собравший любопытные факты о том, как пользователи взаимодействовали со Сбером, Афиной и Джой в течение их первого года жизни. По кодовой фразе «Салют, с днём рождения!» можно узнать, сколько раз ассистенты помогали по дому, какие продукты заказывали чаще других, сколько раз услышали «спасибо» и «люблю тебя», как часто рассказывали анекдоты, и даже сколько минут прослушивания пришлось на песни самых часто «заказываемых» ассистентам исполнителей. Кроме того, в честь дня рождения на аудиосервисе СберЗвук появились праздничные плейлисты с зашифрованными посланиями от Сбера, Афины и Джой.
Ключевые показатели
— Более 20 млн человек познакомились с ассистентами Салют за год
— 6 млн активных пользователей ежемесячно
— 800 приложений разработано для виртуальных ассистентов на платформе SmartMarket
— Ассистенты отозвались на 1,2 млн жестовых команд, самая популярная – лайк
— Почти 9 млрд рублей – сумма переводов с помощью ассистентов с момента их запуска
— Более 1800 брокерских счетов открыто с помощью ассистентов
— 50 тыс вопросов задают ассистентам в месяц на тему инвестиций
— 22,3 тыс человек попросили ассистентов включить фильм «Пальма»
— 2784 дней смотрели мультсериал «Маша и Медведь»
— 67 тыс новостных сюжетов запустили ассистенты
— «Почему Солнце такое горячее» – самый часто задаваемый ассистентам фактологический вопрос
— 300 кг попкорна заказано с помощью ассистентов
— 53 региона – география сервиса бронирования ресторанов, записи в салоны красоты и клиники с помощью ассистентов
AI с развитым эмоциональным интеллектом
Ассистенты Салют — три персонажа с разной эмоциональной составляющей. Интеллигентный, с мягким чувством юмора Сбер. Воплощающая в себе собранность и спокойствие Афина. Жизнерадостный оптимист и экстраверт Джой. За прошедший год их «характеры» развивались, ассистенты стали ещё более эмпатичными, они стали лучше понимать пользователей и могут поддерживать живой диалог, научились давать эмоционально окрашенные комментарии на самые разные запросы пользователей. Например, если спросить о погоде, когда на улице гроза и ливень, то озвучив прогноз, заботливый ассистент порекомендует повременить с выходом из дома.

Весь прошедший год ассистенты Салют вели активную социальную жизнь. Афина участвовала в сессии, посвящённой искусственному интеллекту, на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) и даже задавала свой вопрос лично Президенту РФ на конференции AI Journey 2020. Джой ведёт шоу на СберПрайм ТВ. Ассистенты были с пользователями в особенные даты — дарили подарки на новый год, рассказывали историю первого победного салюта 1943 года, обучали родителей правилам интернет-безопасности в День защиты детей, держали болельщиков в курсе последних событий с главных спортивных соревнований лета, развлекали фанатов музыкальной премии, вместе с экспертами Третьяковской галереи погружали пользователей в мир романтизма в искусстве.
Больше точек соприкосновения
Сегодня обратиться за помощью ассистентов можно не только в мобильных приложениях СберБанк Онлайн и Сбер Салют, но также с расширившейся линейки умных устройств Sber и телевизоров под управлением ОС Салют ТВ. Ассистенты мультимодальны — в зависимости от поверхности, в разных комбинациях с ними можно взаимодействовать голосом, касаниями, с помощью пульта и даже жестами. За прошедший год Сбер, Афина и Джой отозвались более чем на 1,2 млн жестов, но чаще всего их просили поставить лайк понравившейся песне (большой палец вверх). Виртуальные ассистенты активно появляются на новых поверхностях, в частности, в приложениях экосистемы Сбера — с ними уже можно взаимодействовать в приложении аудиосервиса СберЗвук на Android. А скоро это станет доступно и пользователям на iOS.

Где обучают ассистентов
Весь год ассистенты активно учились новому. На сегодняшний день совместными усилиями команды Сбера и независимых разработчиков запущено порядка 800 смартапов — приложений для ассистентов. Чтобы обучать семейство Салют новым умениям было просто и удобно, Сбер открыл доступ внешним разработчикам к платформе SmartMarket, маркетплейсу инструментов для создания навыков и приложений для ассистентов. Меньше чем через год, в мае 2021-го, SmartMarket трансформировалась в единую точку доступа ко всем технологиям Сбера. На платформе доступны PaaS-сервисы Platform V, сервисы SberCloud, технологии SberDevices, модели машинного обучения и многое другое.
Личный финансовый советник
Появление виртуальных ассистентов в мобильном приложении Сбербанк Онлайн позволило клиентам Сбербанка экономить время на рутинных финансовых операциях — например, делать быстрые переводы при помощи голоса. Пользователи оценили эту функцию и за прошедший год перевели с помощью ассистентов порядка 9 миллиардов рублей. В среднем перевод с помощью ассистентов занимает 17 секунд от произнесения фразы до поступления средств, а самые быстрые пользователи умудряются делать это всего за 3 секунды. Ассистенты научились и многим другим финансовым навыкам: они помогают обменивать валюту, анализировать доходы и расходы, подмечая интересные паттерны. Ассистенты обучились инвестиционным навыкам, которые были отмечены на премии FINAWARD 2021: они помогут открыть брокерский счёт, разобраться с тарифами, расскажут о котировках акций, торгующихся на МосБирже и значениях российских фондовых индексов, объяснят финансовые термины. Ассистенты Салют уже помогли клиентам Сбербанка открыть более 1800 брокерских счетов, каждый месяц они отвечают в среднем на 50 000 запросов от инвесторов, а в июне поставили рекорд — обработали более 100 000 вопросов о фондовом рынке и брокерских услугах Сбербанка.

Сбер, Афина и Джой дают подробную информацию о том, что такое паевые инвестиционные фонды (ПИФы), какие есть ПИФы в Сбере, и на каких условиях в них можно вложиться. Пользователи не только получают исчерпывающую информацию, но и могут оформить наиболее популярные готовые инвестиционные решения – купить любой ПИФ Сбер Управление Активами, вложить деньги в ИИС с доверительным управлением или стратегию доверительного управления «Долларовые облигации». Кроме того, виртуальные ассистенты могут ответить на вопросы по накопительному и инвестиционному страхованию жизни от «СберСтрахование жизни» и помочь оформить нужные страховые полисы. В приложении Сбербанк Онлайн ассистенты расскажут клиентам о продуктах «СберСтрахования», подскажут, как накопить на пенсию, оформив индивидуальный пенсионный план от СберНПФ, проконсультируют по обязательному пенсионному страхованию.
Ассистенты на все случаи жизни
Виртуальные ассистенты Сбера — это не только про финансы. Весь год семейство Салют радовало людей разнообразным и увлекательным контентом — они находили любимые фильмы, музыку, ТВ-каналы и видео в интернете, помогали с тренировками, образовательным и культурным досугом, развлекали играми. Обратившись к ассистентам Салют пользователи могут получить доступ к более чем 85 тысячам единиц контента в мультимедийном сервисе Okko. По статистике киносмотрения наибольшее число пользователей просило ассистентов включить фильм «Пальма» — 22,3 тысячи человек, а дольше всего смотрели мультсериал «Маша и Медведь» — в общей сложности 2784 дня. Кстати, уже более чем в 30 000 видео из тех, что могут запустить ассистенты, доступна функция Layer, с помощью компьютерного зрения определяющая актёров, объекты и локации в кадре. Афина, Джой и Сбер также помогают оставаться в курсе происходящего — за год они показали более 67 тысяч новостных сюжетов.
Самой популярной песней, которую включали ассистенты, стала «Ягода-малинка» Хабиба. Кроме того, в этом году ассистенты научились распознавать звучащую рядом мелодию, подсказывать её автора и название — благодаря этой функции пользователи чаще всего находили песню Cassette — «My way».

Ассистенты помогают в решении бытовых задач — например, заказывать продукты и другие товары на дом. На самом старте ассистенты умели оформлять заказ на 16 товаров из онлайн-магазина Самокат — кстати, попкорна за это время съели более 300 кг. Сегодня с подключением каталога СберМаркет список наименований увеличился до 815 тысяч товаров, заказать которые можно в 150 городах по всей стране. По результатам исследования самыми популярными продуктами, заказанными через ассистентов Салют, оказались молоко и хлеб — они содержатся в 17% заказов.
За год увеличилась география покрытия консьерж-сервиса от виртуальных ассистентов — с 4 до 53 регионов. Ассистенты Салют помогут организовать бронь столика, запишут в салон красоты или ко врачу. Кроме того, виртуальные ассистенты подружились с роботом Максом — и теперь с его помощью могут консультировать пользователей по получению госуслуг. Самый популярный запрос на портале (72% обращений) — это страничка с сертификатом о вакцинации, перенесённом COVID-19 или ПЦР-тесте.
Для взрослых и детей
За год значительно расширилась и база знаний виртуальных ассистентов — они уверенно могут рассказывать пользователям о кино, музыке, географии, истории, химии, литературе и многих других темах. Ежедневно ассистенты отвечают на примерно 10 000 фактологических вопросов, причём самый часто задаваемый пользователями — «Почему Солнце такое горячее?».

Ассистентов Салют полюбили не только взрослые, но и дети — команда разработчиков постаралась сделать так, чтобы времяпрепровождение маленьких пользователей с ассистентами было не только приятным, но и полезным. Для этого, например, была запущена интерактивная энциклопедия с тысячами верифицированных экспертами ответов на самые различные вопросы об устройстве окружающего мира. Всего для ассистентов Салют сейчас существуют десятки детских приложений, в том числе и приложения с дополненной реальностью. А для того, чтобы дети могли безопасно проводить время с виртуальными ассистентами, был представлен специальный детский режим, который блокирует контент 18+ и возможность совершать неавторизованную оплату.
18 мая состоялось официальное объявление итогов и награждение лауреатов Премии Data Award 2023, учрежденной издательством «Открытые системы» и порталом об ИТ-менеджменте «Директор информационной службы». В номинации “За реализацию антикризисного проекта” победителем был признан проект SberDevices “Построение импортонезависимой аналитической платформы”.
На рынок вышла расширенная линейка умных телевизоров Sber на базе операционной системы Салют ТВ, разработанная для Сбера командой SberDevices.
С помощью нового B2B-сервиса «Салют Телеком» телеком-операторы могут предлагать своим пользователям умные устройства Sber с виртуальным ассистентом Салют в качестве абонентского оборудования.